Про ГАЗ-63

ГАЗ 63

Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-62 на Горьковском автомобильном заводе началась в апреле 1938 года под руководством В.А.Грачёва. По многим узлам он был унифицирован с перспективным грузовиком ГАЗ-51, разработка которого шла параллельно, т.к. с самого начала предполагалось массовое производство (десятки тысяч в год). Первые опытные образцы ГАЗ-62 были построены в марте 1939 и декабре 1940 годах. Они успешно прошли испытания, но начавшаяся война прервала работы над перспективным автомобилем. Они возобновились только в феврале 1943 года.

Бригаду конструкторов возглавил П.И.Музюкин. В ноябре 1943 года был изготовлен прототип с кабиной и оперением от «Студебеккера», получивший обозначение ГАЗ-63. Особенностью автомобиля стала односкатная ошиновка задних колёс, колея которых стала одинаковой с передними. Коробка передач ГАЗ-51 была дополнена раздаточной коробкой с демультипликатором. Демультипликатор имел помимо понижающей и прямую передачу, позволявшую снизить механические потери в трансмиссии и расход топлива. Привод передних колёс сделали отключаемым, причём блокирующий механизм не позволял включить понижающую передачу при отключенном переднем приводе. Размещение раздаточной коробки было выбрано с таким расчётом, чтобы карданные валы к переднему и заднему мосту имели одинаковую длину.

В 1945 году была изготовлена «нулевая» серия для проведения всестронних испытаний. После запуска в серию ГАЗ-51 конструкция ГАЗ-63 была уточнена. Унификация обоих моделей составила 80%. Серийное производство началось 31 сентября 1948 года. В 1949 году группа создателей автомобиля была удостоена Сталинской премии.

Автомобиль ГАЗ-63 предназначался для перевозок грузов и людей по всем видам дорог и по бездорожью. На аэродромах мог применяться для буксировки сравнительно небольших ЛА.

Конструкция ГАЗ-63 рамная. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка. Кузов — деревянная платформа с высокими решетчатыми бортами и открывающимся задним бортом. Оснащён откидными скамейками вдоль бортов. Предусмотрена установка тента на 4 дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая (на автомобилях выпуска до 1950 года деревометаллическая). Часть кабин имела люк в крыше. С 1952 года кабина оснащалась отопителем. В качестве силовой установки прменён карбюраторный четырёхтактный 6-цилиндровый рядный нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51. Двигатель оснащён предпусковым подогревателем. Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач четырёхступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая. Главная передача одинарная: пара конических шестерён со спиральными зубъями. Передний мост оснащён шариковыми шарнирами равных угловых скоростей «Бендикс-Вейсс». Подвеска всех колёс зависимая рессорная. Передняя подвеска снабжена гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с гидравлическим приводом. На ГАЗ-63А впереди устанавливалась лебёдка для самовытаскивания с тяговым усилием 4500 кгс. Привод лебёдки осуществлялся от двигателя через коробку отбора мощности.

Серийное производство продолжалось до лета 1968 года. Всего изготовлено 474464 автомобилей всех модификаций. Поставлялся на экспорт в социалистические страны, а также в Финляндию, страны Азии, Африки, Ближнего Востока. На базе ГАЗ-63 выпускались бронетранспортёр ГАЗ-40 (БТР-40), боевая машина реактивной артиллерии БМ-14-17 (8У35), аппаратные связи, цистерны, автобусы, пожарные и другие специализированные автомобили.

Модификации автомобиля:

  • ГАЗ-63 — базовый.
  • ГАЗ-63А — с лебёдкой. Снаряженная масса увеличена до 3520 кг.
  • ГАЗ-63АУ — экспортный вариант ГАЗ-63А.
  • ГАЗ-63АЭ — с лебёдкой и экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-63АЮ — экспортный тропический с лебёдкой.
  • ГАЗ-63Д — седельный тягач для работы с самосвальным полуприцепом ГАЗ-707. Отличался наличием коробки отбора мощности с выводом для самосвального механизма полуприцепа, двускатными задними колёсами. Выпускался в 1959-1968 годах.
  • ГАЗ-63Е — шасси для автобусов.
  • ГАЗ-63ЕУ — экспортное шасси.
  • ГАЗ-63ЕЮ — экспортное тропическое шасси.
  • ГАЗ-63П — седельный тягач. Отличался двускатными задними колёсами, 2 бензобаками по 195 л. Выпускался в 1958-1968 годах.
  • ГАЗ-63ПУ — экспортный седельный тягач.
  • ГАЗ-63У — экспортный вариант ГАЗ-63.
  • ГАЗ-63Э — с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-63ЭУ — экспортный вариант ГАЗ-63Э.
  • ГАЗ-63ЭЮ — экспортный тропический с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-63Ю — экспортный тропический.
  • ГАЗ-33 — трёхосный (опытный). Изготовлен в 1946 году.
  • ГАЗ-68 (КСП-76) — самоходное 76-мм орудие (опытное). Изготовлено весной 1944 года.

Технические харктеристики

Габариты, мм:длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом
5525
2200
2445
2810
База, мм 3300
Колея, мм 1588/1600
Дорожный просвет, мм 270
Радиус поворота, м 8,7
Масса, кг:в снаряженном состоянии
полная
3280
5350
Грузоподъёмность, кг:по шоссе
по грунту
2000
1500
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг 2000
Двигатель:тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.
ГАЗ-51
6
3485
6,2
70
Число передач 3×2
Колёсная формула 4×4
Размер шин 10,00-18″
Запас топлива, л 95+105
Скорость максимальная, км/ч 65
Запас хода, км 675
Глубина преодалеваемого брода, м 0,8
Максимальный преодалеваемый подъём 28°
Контрольный расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км 25

Литература

  1. ГАЗ-63 // За рулём. — 1982. — №6. — 4 с. обл.
  2. ГАЗ-63А // За рулём. — 1981. — №10. — 4 с. обл.
  3. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. — М.: «Патриот», 1990. — С. 77-78.
  4. Евстратов И. Созданный для бездорожья // Моделист-конструктор. — 2004. — №12. — С 34-38.
  5. Колеватов А. Шшестьдесят третий // Автомобильный моделизм. — 2004. — №1. — С. 6-11.
  6. Краткий автомобильный справочник. — М.: Автотрансиздат, 1958. — С.
  7. Новиков А. ГАЗ-63 // Автотрак. — 2002. — №1. — С.
  8. Соколов М. Неизвестный «шестьдесят третий» // Автомобильный моделизм. — 2005. — №4. — С. 19-22.
  9. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. — Т. 1. — М.: «ИЛБИ», «Прострэкс», 1993. — С. 229.
  10. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. — М.: ДОСААФ, 1980. — С. .
  11. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. — М.: «За рулём», 2001. — С. 87.

Это интересно:

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.